Состоялась премьера первого полнометражного игрового фильма о футболисте, снятого в Челябинске.
К началу марта фильм успел получить бронзовый приз на международном кинофестивале «Дух Огня». Публикация рецензии о фильме на футбольном сайте выглядит вполне оправданной… Тем более, что главный персонаж фильма - молодой футболист Валера, из-за травмы вынужденный завязать со спортом и попытаться начать обычную, не спортивную жизнь в современном индустриальном городе. Тем выше цена картины, что она затрагивает не сиюминутные мячи –голы- секунды, а психологию человеческих отношений. В центре истории – молодой талантливый симпатичный футболист Валера (артист Тимофей Яковец), подававший большие надежды в школе казанского «Рубина». Казалось – впереди карьера игрока Премьер-лиги, деньги, слава, почёт, внимание прекрасных болельщиц. Но нелепая и тяжёлая травма – и на футболе приходится ставить крест. Как жить дальше? Как вернуться в обыденный мир, вычеркнув из души честолюбивые мечты и надежды? Валера возвращается в родной город, полный холодных урбанистических пейзажей, гопников в подворотнях, просто равнодушных людей….
Тема в мировом кино не нова – вспомним «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым» немецкого режиссёра Фассбиндера, индийский фильм «Никогда не говори прощай» с Шакруком Кханом (у футболиста, получившего травму, рушится семья, распадается привычный окружающий его мир). «Десятка» же москвича - романиста Владимира Козлова и челябинского режиссёра Евгения Графова толкует свою историю в иных, куда более мрачных тонах.
«За открывшейся дверью – пустота
Это значит,
Что кто-то пришёл за тобой…»
(Егор Летов).
Фильм получился талантливый, сильный, но для разных категорий зрителей – неоднозначный. Зрительницы, вкусы которых выпестованы «Рабыней Изаурой» и «Папиными дочками», в ужасе сбегут из зрительного зала уже через 15-20 минут. И виной тому не море крови и вывернутых кишок, как в фильмах корейского жестокого гения Чхан-Ук-Пака, а жестокие реалии городских улиц, язык толпы, смело брошенный в кинозал с киноэкрана. Всемирно-знаменитый саксофонист и композитор Сергей Летов, совершивший недавно гастрольный тур по городам Севера, сказал про Нижневартовск, что «Люди там не матерятся. Они просто матом разговаривают». Заставить гопников не киноэкране изъясняться языком Лерионтова и Достоевского, значило бы только смешить людей, нарушая стиль киноправды. Отсюда и ограничение 18+.
Фильм вышел не только спортивный, да и вообще по сути своей – совсем не спортивный. Фильм о ПУСТОТЕ, заполняющей души современных людей, о пустоте- слагающей современный мир, пространство, в котором мы имеем счастье (или несчастье) существовать в постсоветскую эпоху. Спортсмен, выпавший из своих ценностных ориентиров (мастерство-результат-карьера) может с таким же успехом быть заменён на сломавшего пальцы пианиста или заболевшего страхом высоты лётчика. Человек, выпавший из своего специфического мира, попадает в мир обычный и огромный. При этом космически пустой… Они – герой и мир- продолжают существовать в разных плоскостях, не нужные, чуждые друг другу…
Все герои фильма живут в коконах своих маленьких миров. Мать героя – в мире теле -иллюзий, ток- шоу и вазочки с конфетами, любимая девушка футболиста – работой в супермаркете и осточертевшем родительском саду и завистью к удачливой подруге, удачно устроившейся в «эскорт», гопники – «национальной идеей», которую они к месту и не к месту вставляют в речь при любой ситуации.
Размыты цели, стремления, нравственные ориентиры. Герой в фильме «Десятка» много молчит, пытаясь быть в жизни наблюдателем. Но наблюдателем остаться ему не удаётся – холодный мир отталкивает его, обрекая его на бег к неизбежной смерти. На смену интернационализма и порыва душ советского времени пришла Пустота.
На экране – Челябинск.
Челябинск стал объектом кинематографического зрелища не случайно. Во-первых, он чем-то напомнил московскому писателю и режиссёру Владимиру Козлову его родной Могилёв 90-х, во вторых - для режиссёра Евгения Графова и большинства актёров это родной город. Челябинск здесь - это условный российский промышленный мегаполис, в котором царит ПУСТОТА. Виды рабочих окраин, индустриального центра позволили многим челябинцам увидеть «родные» уголки… А иногороднему зрителю Челябинск видится на экране как «холодный» провинциальный, болотистый по духу город.
Принцип фильма – минимум актёрства.
Актёрство в фильме сведено до минимума. Главное для создателей – естественность существования актёра в роли, голая правда жизни. Поэтому через кастинги и подбирали на главные роли непрофессиональных актёров. Очень органично сыграл футболиста Валеру Тимофей Яковец, его девушку Екатерина Еникеева – поистине виртуозно, без единой фальши и неверной интонации. Органично, без «актёрства» сработали в «Десятке» и профессиональные актёры Игорь Красных (бомж в поезде), Герман Акимов и Евгений Соболев (Петрович и его подельник).
Кино без бюджета.
Фильм был снят Владимиром Козловым и Евгением Графовым практически без бюджета. 8 съёмочных дней, 3 – «досъёмочных». Остальное время – кастинги, переозвучка, монтаж… Оказывается, серьёзное кино можно снимать без дорогостоящих студий в главных киноцентрах.
Кино в провинции? Почему нет!
Тандем москвича Владимира Козлова и челябинца Евгения Графова наглядно доказал, что для создания достойного кино -произведения совсем необязательно делать его в признанных киноцентрах с миллионными вложениями на студии, аппаратуру, топ- звёзд. Имея в наличии, энтузиазм, хороший сценарий, молодых актёров – то есть коллектив, объединённый общей идеей, можно поставить фильм, за который Отчизне стыдно не будет. По духовной ценности – намного выше попсовых глянцевых киноподелок. По технике – порой с милым дилетантизмом, но это не делает в итоге фильм слабее.
Девчонки, посмотрев этот фильм, берегите друзей-футболистов! Когда проходят минуты успеха, им бывает очень нелегко, и так нужна ваша поддержка!
«Десятка»? А где посмотреть?
После Екатеринбурга фильм вновь вернулся в Челябинск, ожидаются показы в Перми, Санкт-Петербурге и других городах. В Сети фильм ближайшие два месяца не появится, пока не закончится его фестивальная эпопея. На Youtube и Вконтакте пока доступен трейлер фильма «Десятка»:
http://vk.com/desyatkafilm, - по этой ссылке можно посмотреть группу фильма «Десятка» Вконтакте.
27 марта состоится премьерный показ «Десятки» в Москве. Билеты можно выиграть по ссылке; 27-го марта - закрытый показ "Десятки" в Москве. Возможность попасть на него: http://blog.thankyou.ru/rozyigryish-biletov-na-zakryi
Фото с премьеры в Челябинске Павла Минаева.
На сцене актёры и съёмочная группа фильма. Екатерина Еникеева, Тимофей Яковец (актёры), Владимир Козлов (романист и режиссёр), Евгений Графов (режиссёр) Игорь Красных (актёр).
Обаятельный театральный актёр Игорь Красных - сыграл в фильме роль Бомжа.
Фото из фильма (предоставлены режиссёром Евгением Графовым):
Фото из фильма - диалог Валеры и Бомжа в поезде (Тимофей Яковец - Игорь Красных)
Валеру тормознула компания урок (Евгений Соболев, Тимофей Яковец и Игорь Красных)
Павел Минаев, пресс-атташе ФК «Челябинск»